Язык программирования C++ для профессионалов



         

Принадлежность и наследование


Учитывая сложность и важность отношений наследования, нет ничего удивительного в том, что часто их неправильно понимают и используют сверх меры. Если класс D описан как общий производный от класса B, то часто говорят, что D есть B:

class B { /* ... */ ; class D : public B /* ... */ }; // D сорта B

Иначе это можно сформулировать так: наследование - это отношение "есть", или, более точно для классов D и B, наследование

- это отношение D сорта B. В отличие от этого, если класс D содержит в качестве члена другой класс B, то говорят, что D "имеет" B:

class D { // D имеет B // ... public: B b; // ... };

Иными словами, принадлежность - это отношение "иметь" или для классов D и B просто: D содержит B.

Имея два класса B и D, как выбирать между наследованием и принадлежностью? Рассмотрим классы самолет и мотор.Новички обычно спрашивают: будет ли хорошим решением сделать класс самолет производным от класса мотор. Это плохое решение, поскольку самолет не "есть" мотор, самолет "имеет" мотор. Следует подойти к этому вопросу, рассмотрев, может ли самолет "иметь" два или больше моторов. Поскольку это представляется вполне возможным (даже если мы имеем дело с программой, в которой все самолеты будут с одним мотором), следует использовать принадлежность, а не наследование. Вопрос "Может ли он иметь два..?" оказывается удивительно полезным во многих сомнительных случаях. Как всегда, наше изложение затрагивает неуловимую сущность программирования. Если бы все классы было так же легко представить, как самолет и мотор, то было бы просто избежать и тривиальных ошибок типа той, когда самолет определяется как производное от класса мотор. Однако, такие ошибки достаточно часты, особенно у тех, кто считает наследование еще одним механизмом для сочетания конструкций языка программирования. Несмотря на удобство и лаконичность записи, которую предоставляет наследование, его надо использовать только для выражения тех отношений, которые четко определены в проекте. Рассмотрим определения:




Содержание  Назад  Вперед